Садовая Ольга Михайловна
Высшее образование, общий педагогический стаж 28 лет,
логопедический стаж 17 лет.
Работы:
Консультация для родителей
«Шесть правил для развития речи»
«Ура ! Вот оно- первое слово,а вот еще и еще. Ну слава Богу, заговорил!»,- так, или приблизительно так, думает родитель, когда его ребенок начинает говорить первые слова. Но это самый первый шаг ребенка на пути овладения родным языком. Не спешите успокаиваться. Теперь предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи.Вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника.
Первое правило: не угадывайте мысли ребенка!
Представьте себе ситуацию:
Ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська».
А мама ему вторит: «Да, кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все ребенок получил самое дорогое- похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если вы и знаете буквально, что ответит ваше чадо. Будет больше пользы, если вы спросите у своего малыша: «А кошечка большая или маленькая ? Какого цвета? Сколько лапок у кошки?...» Выслушайте ответы малыша, добавьте или поправьте, если потребуется и продолжите разговор о том, что кушает кошечка, как передвигается…
Второе правило: разговаривайте со своим ребенком!
Разговаривайте с ребенком, а не возле него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. При этом помните, что ребенку при ответе на ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпеливы. А когда он ответит задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает Помните, ребенок в этом возрасте размышляет вслух.
Третье правило: учите ребенка говорить предложениями!
Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания,а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, указывая на прдмет, узнайте у малыша,что это,затем – зачем это нужно. Повторите вслух все,что сказал ваш малыш.
Четвертое правило: переживайте день еще раз!
Вечером перед сном, вспомните все, что вы с ребенком видели , слышали. Поговорите о том , чего бы хотел ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если ваш ребенок сегодня был не с вами, узнайте у него,что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.
Пятое правило: описывайте предметы сами, и просите описывать предметы малыша!
Каждый раз, когда вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте об этом предмете. Таким образом, вы развиваете не только речь , но и воображение ребенка.
Шестое правило: говорите правильно! Не «сюсюкайте» с
ребенком .
Ребенок всегда должен слышать правильную грамотную речь и подражать ей. Запомните: ваш ребенок – это ваше зеркало. Все, что вы говорите, все, что вы делаете, говорит и делает ваш малыш.