Ворокова Лина Мухамедовна
Образование:
Высшее МОСУ 26.05.2005г "Психолог. Преподаватель психологии"
ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО 19.12.2014 "Дошкольная педагогика и психология"
РЭУ им Г.В.Плеханова"Менеджер организации"
Первая квалификационная категория.
Общий трудовой стаж 12 лет
Председатель ППО в течении 6 лет.
Викторина по экологическому воспитанию
«Путешествие почемучек».
Составила воспитатель: Ворокова Л.М.
Цель:
формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, и их родителей; активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Задачи:
1. Систематизировать знания по экологии
2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе.
3. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
4. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
5. Развивать познавательный интерес к миру природы;
6. Развивать связную речь и активный словарь.
7. Закрепить умение работать в команде.
8. Сплочение коллектива родителей.
Предварительная работа: наблюдения за растениями, птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе, заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу, рассматривание иллюстраций о природе, знакомство с Красной книгой.
Оборудование: эмблемы участников, оценочные листы каждому члену жюри, презентация «Четвертый лишний», листы бумаги и карандаши (для набросков), наборы животных (леса, тундры, пустыни), запись из телепередачи «В мире животных», буквы для загадок, картинки из серий «Зимующие и перелетные птицы»
Ход мероприятия:
Ведущая: - Здравствуйте уважаемые гости, участники и члены жюри. Сегодня мы приветствуем в нашем зале самых умных, самых сообразительных, интеллектуальных участников. Сегодня соревнуются 2 команды: старшего и подрастающего поколения. Давайте поприветствуем их бурными аплодисментами.
(Представление состав команд. Называю капитанов команд. Команды выходят под аплодисменты и выстраиваются в две шеренги.)
- Мы представляем наше компетентное жюри, в составе которого входят заведующая МБДОУ д\с №16 «Красная шапочка» - Ковтун Елена Михайловна, зам.зав. по УВР Олейникова Наталья Ивановна и председатель родительского комитета Волохова Елена Сергеевна.
Попрошу команды произнести девизы. Команды произносят девизы. Дорогие болельщики, поддерживайте свои команды.
Девиз почемучек(воспитатель и ребенок по ролям рассказывают)
Воспитатель:
Дай мне ручку, почемучка,
И пойдем гулять по свету.
Будем мы искать ответы
На все где? когда? и что?
Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка
Всем вопросы задает:
Ребенок:
«Почему на небе солнце?
Почему вокруг трава?
Почему дельфин не тонет?
И зачем быку рога?»
Почемучкам, почемучкам
Интересно все узнать,
Почемучка, почемучка
Это каждый из ребят:
«Почему в пустыне жарко?
А на севере-мороз?
Почему у кошки лапы?
И зачем мартышке хвост?
Почемучкам, почемучкам
Нелегко на свете жить.
Почемучкам, почемучкам
Надо все успеть спросить:
«Почему шумят деревья?
Почему журчит вода?
Почему девчонки плачут?
А мальчишки никогда?
Воспитатель:
Ночка тёмная пройдёт,
Утро раннее наступит.
Мы с тобой проснёмся вместе,
Встретим солнышко вдвоём,
Чтобы день прошёл чудесней,
И продолжим разговор"
Задание №1 «Разминка».
Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.
1. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
2. Дерево с круглыми яркими плодами, которые до зимы живут и являются кормом для птиц.? (Рябина)
3. Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает. (иней)
4. Утром на траве бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём – ищем, ищем, не найдём. (Роса)
5. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик) .
6. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)
7. Яростно река ревёт и разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь проснулся, в небе жаворонка трель. Какой же месяц к нам пришёл? (Апрель)
(ключевое слово получается – ПРИРОДА) Каждую букву дети прикрепляют с помощью магнитов на доску.). Я попрошу жюри огласить результаты первого задания.
Молодцы, все справились с заданием.
Задание №2 «Загадки»
Каждой команде необходимо ответить на 13 вопросов, на обсуждение вам дается не более 2 минут. Команды готовы?
Вопросы к викторине
1. Говорят, что медведь в берлоге сосёт лапу. А вы как думаете?
(Ответ: Он не сосёт, а лижет её. На подошве у медведя зимой отслаивается старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица зудит и мёрзнет. Он облизывает подошвы горячим языком, да и причмокивает губами.)
2. Почему заяц спит с открытыми глазами?
(Ответ: Из осторожности, чтобы не схватили хищные звери и даже птицы. Поворачивают голову по ветру, чтобы вовремя услышать врага.)
3. Для чего уж, гадюка высовывают язык?
(Ответ: Они ими чувствуют.)
4. Почему птицу называют воробьём?
(Ответ: потому что тащит крошки и т. п. у больших птиц, «вора бей»)
5. Чем опасен майский жук? (Ответ: поедает листья деревьев)
6. Где и как сорока строит гнездо (Ответ: В густых зарослях. Строит из прутьев, переплетая их травинками, скрепляя глиной. Сверху и с боков гнездо прикрывают колючие ветки, которые служат надёжной крышей. Похоже гнездо на шар, с одной стороны есть вход.)
7. Что означает кукование кукушки (Предупреждает, что участок занят.)
8. Откуда и почему капает у берёзы сок (Из трещин, которые появились от сильного мороза, через ранки от обломанных веток. Сок из земли вытягивают корни, им напиваются все веточки и почки берёзы)
9. Почему крапива обжигает? (На листьях и стеблях есть волоски, очень хрупкие, острые, как иголки крошечного шприца. При прикосновении они легко обламываются и обжигают едким соком.)
10. Почему мать-и-мачеха имеет такое странное название (Листья снизу мягкие, пушистые, ласковые, сверху – блестящие и холодные.)
11. Почему на ветках ели не держится много снега (Ветки у ели эластичные и пружинистые. Они наклоняются от снега, и он сползает.)
12. Почему груздь так называется (Растут группами, семейками, словно друг на друге груздятся.)
13. Какое дерево не любит подберёзовик (Подберёзовик не любит ели, так как под ними темно, а ему нужен свет)
14. Какую пользу приносят дождевые черви (Дождевые черви рыхлят почву.)
15. Сколько раз в году белка меняет свой наряд (Белка меняет наряд 2 раза. Весной серый – на рыжий, а осенью – наоборот.)
16. Что плохого делают кукушки и их птенцы певчим птицам? Почему? (Самец отвлекает птиц, а самка в это время подкладывает яйцо, иногда даже выбрасывает лишнее яйцо. Кукушонку мешает скорлупа яиц и другие птенцы, он начинает их выбрасывать, остаётся один.)
17. Где улитка оставляет свой дом, когда гуляет (Улитка гуляет вместе с ним.)
18. За что медведь получил своё имя (Ведает, где есть мёд.)
19. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега (Клёст. Он выкармливает своих птенцов еловыми и сосновыми семечками.)
20. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты (Из ели. Самое певучее и звонкое дерево. Ещё в древние времена из ели делали скрипки.)
21. Чем стрекочут кузнечики? Где у них уши? (Уши на передних ногах. Трутся надкрылья, получается стрекот.)
22. Как дятел достаёт вредных насекомых из глубины дерева?
(У него очень длинный язык, 10-15см, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Насекомые приклеиваются к языку или накалываются на зазубринки.)
23. Почему ворону называют лесным санитаром (Ворон ест всё, собирает падаль, очищает лес.)
24. Нужны ли в природе мухоморы (Мухоморами питаются некоторые животные: лоси, белки, сороки. Для лосей это лекарство. Грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, отмершую листву, упавшие сучья (санитары леса). Мухомор украшает лес.)
25. Почему Красную книгу назвали красной, а не синей, например? Назовите растения (животных) из Красной книги. (Красный цвет – сигнал опасности. Животные – амурский тигр, белый медведь, леопард, снежный барс и др. ; растения – майский ландыш, белая и жёлтая кувшинка, подснежник и др.)
26. Смогут ли люди прожить без насекомых (Не смогут: сначала исчезнут растения (некому опылять, потом животные, птицы (нечего есть). Всё в природе взаимосвязано. Всё зависит от человека.)
27. Почему белые медведи не могут жить в лесу (Они питаются рыбой).
Спасибо участникам, справились все с заданием. Уважаемые жюри, подведите итоги, и вам предоставляем слово.
Задание №3. Игра «Птицы»
Мы с вами потрудились, можно и отдохнуть. Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня. Команды готовы?
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
^ Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, чижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Аисты стрижи,
Галки и чижи!»
Молодцы! Раз мы стали говорить с вами о птицах, то я предлагаю следующее задание.
Задание №4 «Отберите зимующих и перелетных птиц».
На картинках, зимующие и перелетные птицы, одна команда отбирает зимующих птиц, другая – перелетных. Команды готовы? А болельщики? Поехали. На это задание вам дается 3 минуты. Время вышло, подводим итоги.
Задание №5 Конкурс капитанов «Угадай кто?»
А следующее задание творческого характера. Каждому капитану команды необходимо показать лесных животных с помощью мимики и движения под музыку. Команда «Почемучек»- лиса, команда «Знатоки» – заяц.
Встречаем капитанов бурными аплодисментами. Молодцы, справились! Очень творческие у нас участники.
Задание №6 «Аукцион пословиц и поговорок»
Вспомните, какие пословицы о лесе вы знаете. (команды называют по очереди)
Много леса – не губи, мало леса – береги.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес и вода – брат и сестра.
Рощи да леса – всему свету краса.
Растения – земли украшение.
Лес не школа, а всех учит.
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Задание № 7 . «Придумай напоминающие знаки» (для родителей).
Родителям предлагают на выбор карточки с правилами поведения в природе, к которым нужно сделать черно – белый набросок знака, напоминающего то или иное правило, и дать комментарий к нему, доступный детям.
«Бережливым будь с водой и, как только воду взял, хорошенько кран закрой».
«Не бросай в водоемы мусор и разный хлам».
«Не жги костры».
«Не лови насекомых».
«Не рви паутину и не уничтожай паков, они полезны».
«Не бери собаку в лес и в парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают детенышей животных».
Задание 8. «Рассели животных ». (для родителей)
На каждом столе размещается один из макетов природных зон Земли: «Пустыня», «Тундра», «Антарктида», «Горы», «Лес» . Родители выбирают из предметных игрушек – животных тех, кто обитает в той или иной природной зоне, и комментируют свой выбор. При этом в каждый макет родители сознательно вносят маленькое замешательство – ошибку. Дети выступают в роли экспертов и оценивают правильность выполнения задания родителями: Кого из животных надо спасать, кто их них заблудился?»
Задание № 9 Интерактивная игра «Четвертый лишний»
(животные леса)
Итог викторины:
Ребенок и родитель читают стихотворение совместно:
Дом под крышей голубой.
Словно крыша над землей – голубые небеса.
А под крышей голубой - реки, горы и леса,
Океаны, пароходы, и поляны и цветы,
Страны все, и все народы, и конечно, я и ты.
Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жилье,
Потому что на планете все твое и все мое:
И пушистые снежинки, и река, и облака,
И травинки и тропинки, и вода из родника.
Дом кружится возле солнца, чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете, не ругаясь не грозя,
Как хорошие соседи или добрые друзья.
Кружит в небе голубом, наш огромный круглый дом.
Под одной голубой общей крышей мы живем.
В.Орлов
Подведение итогов и награждение детей медалями «Знаток природы»
Вывод и итог занятия. Объявление результатов конкурса(жюри)